Магия. Что это и из чего состоит? Продолжение 4

индия Интересно и полезно

Европа позднего средневековья и раннего нового времени

В позднем Средневековье (ок. 1350-1450) и в период раннего нового времени (ок. 1450-1750) магия рассматривалась как часть широко распространенного и опасно антисоциального демонического культа, который включал в себя осуждаемые практики колдовства, некромантии и ведьмовства.
Обвиняемые еретики, ведьмы и маги подвергались инквизиции, призванной раскрыть эти культовые связи и уничтожить средства передачи (например, сжигание осужденных книг и/или “виновных” сторон). Влиятельное руководство Malleus maleficarum (“Молот ведьм”, 1486) Якоба Шпренгера и Генри Кремера описывает колдовство в мельчайших деталях (например, шабаш ведьм, полуночное собрание в знак верности дьяволу); более того, этот часто переиздаваемый том ответственен за женоненавистническую ассоциацию колдовство с женщинами, которое становится доминирующей характеристикой в ранний современный период.
Эта теория заговора о демонической магии способствовала раннему современному “помешательству на ведьмах”, которое произошло во времена растущей напряженности между магией, религией и зарождающейся наукой. Тем не менее, несмотря на преследование “черной” магии и ее предполагаемых практиков, формы “белой” магии сохранялись в Европе на границах между магией, мистицизмом и зарождающимся эмпиризмом.
В эпоху Возрождения возродился интерес к древним ближневосточным практикам, неоплатоническому мистицизму и арабским текстам по алхимии и астрологии.
Пико делла Мирандола искал скрытые знания в еврейской каббале, мистической практике для раскрытия божественных секретов, содержащихся в письменных и неписаных еврейских Писаниях.
Марсилио Фичино изучал астральную магию и силу музыки для направления космических влияний, в то время как Джордано Бруно исследовал мистические традиции герметизма, основанные на трудах легендарного александрийского пророка 1-3 века Гермеса Трисмегиста.
Хотя в целом к алхимикам относились терпимо, поскольку их практика считалась частью основной иудейской и христианской герметической традиции, практикующих алхимию иногда считали злыми магами, которые приобрели свои знания через договор с дьяволом (как в легендах о Фаусте).
Когда магическая деятельность интеллектуальных дилетантов оказывалась или казалась антиобщественной, результаты чаще списывались на простой обман — как в случае с шарлатаном 18-го века Алессандро, графом ди Калиостро (Джузеппе Бальзамо). Европейские традиции и современный мир Увлечение европейцев магическими традициями древнего Ближнего Востока распространилось на Восточную и Южную Азию, когда европейцы вступили в контакт с этими регионами в ранний современный период.
Ориентализм, как назвал это явление литературный и культурный критик Эдвард Саид, имеет свои корни в смысле “другого”, встречающемся в самых ранних определениях магии (в частности, маги как персидские иностранцы) и в склонности эпохи Возрождения к египетским, ивритским и арабским материалам.
Заинтригованные экзотической непохожестью восточных обществ, современные европейские философы экспериментировали с прогрессивной моделью магии-науки-религии. Георг Вильгельм Фридрих Гегель, например, рассматривал Индию 19-го века как незрелую цивилизацию, отчасти потому, что индуистскому сознанию не хватало категорий логики, которые ценил Гегель.
В современных западных обществах преобладает популярное “научное” мировоззрение, предполагающее торжество человеческого разума. Рационализм эпохи Просвещения и научная революция, по иронии судьбы уходящие корнями в эксперименты Ренессанса в магии и частично мотивированные прагматизмом Реформации, привели к современному триумфу научных рассуждений над магией, очевидному, например, в разоблачениях фокусников 19—го века как шарлатанов. Примечательно, что спиритические рэперы, медиумы, которые “беседовали” с духами, которые отвечали стуком по столу, были легко разоблачены как те, кто стучал.
Современная популярная магия появилась в сфере развлечений, как правило, как сюжетный прием в историях и фильмах, как трюки, предназначенные для детей, и как таинственные иллюзии ловкости рук в магических шоу, которые восхищают зрительское восприятие и бросают вызов их способности рассуждать.
Увлечение оккультными знаниями и мистическими силами, полученными из неосновных или иностранных источников, сохраняется на Западе в виде астрологических карт в газетах, теорий о межпланетных пришельцах и правительственных заговорах с целью их сокрытия, оккультных ритуалов в некоторых религиях Нового века и интереса к традиционным практикам, имеющим эзотерический оттенок, таким как фэн-шуй (геомантия, традиционная азиатская практика согласования могил, домов и храмов с космическими силами).
Эта настойчивость отчасти свидетельствует о влиянии глобализации на постмодернистские мировоззрения, бросающие вызов господству строго научного способа рациональности.
Глобализация концепции магии Западные концепции магии, религии и науки были экспортированы в другие части земного шара в современный период торговцами, завоевателями, миссионерами, антропологами и историками.
Европейские путешественники в 16-19 веках действовали как первобытные этнографы, чьи письменные наблюдения являются бесценными историческими ресурсами.
Однако их рассказы, часто окрашенные иудео-христианскими представлениями о религии в противовес магии, проливают свет на то, как с коренными народами обращались как с “детьми”, которых нужно было обучать, или, в случае некоторых завоевателей, как с недочеловеческими расами, которых нужно было порабощать.
Во второй половине 19 века антропологи начали анализировать магию и ее роль в эволюции мировых религий. Их работа характеризовалась фундаментальным различием, коренящимся в эволюционной модели магия-религия-наука: мир разделен на исторические, грамотные урбанизированные культуры или “цивилизации” (например, древние традиции Восточной и Южной Азии) и неграмотные, племенные архаичные или “примитивные” общества (такие, как те, что встречаются в некоторых частях Африки, Северной и Южной Америки и Океании).
Историки рассматривали сложные общества, характеризующиеся урбанизацией, централизацией и письменными традициями, как более продвинутые и оценивали их прогресс как цивилизации в соответствии с эволюционной моделью.
Кочевые, племенные, сельскохозяйственные или неурбанизированные общества с сильными устными традициями часто воспринимались ранними европейскими наблюдателями как застойные в развитии люди без истории. Хотя эти взгляды больше не принимаются, их остаточный эффект все еще ощущается в том, как концептуализируются магия, религия и наука. Антропологи религии традиционно проводят различие между “религией”, практикуемой основными мировыми конфессиями, которые часто маргинализируют магию как суеверие, и верованиями небольших неграмотных обществ, в которых “магия” на самом деле может быть центральной в религиозных верованиях. Здесь различие между религией и магией кажется необоснованным.
Действительно, поскольку некоторые постколониальные общества пытаются дистанцироваться от западной логики, древние религиозные традиции играют ключевую роль в восстановлении культурной идентичности и автономии.
Западноафриканский водун (Vodou), распространившийся в Карибском бассейне, Северной и Южной Америке и в других местах, является одним из примеров религиозной практики коренных народов, которая связана с культурной самобытностью в искусстве, музыке и литературе и используется подрывным образом в качестве объединяющей точки для постколониального сопротивления западным формам рациональности.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Научись управлять подсознанием
Всеволод Нагорный
Эзотерик, Основатель Системы Символов, программист реальности, автор множества методик саморазвития и исцеления
Обзор Курса

Поделиться с друзьями
LifeTop - воплощай мечты!
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на политику конфиденциальности и принимаю договор оферта.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.