Магия. Что это и из чего состоит? Продолжение 6

обряды, магия Интересно и полезно

История магических теорий
Фонды
Из-за влияния антропологической теории на изучение магии ее развитие и история заслуживают обзора. Первой важной фигурой в этом направлении исследований был сэр Эдвард Бернетт Тайлор, чья «Первобытная культура» (1871) рассматривала магию как «псевдонауку», в которой «дикарь» постулировал прямую причинно-следственную связь между магическим действием и желаемым. исход.
Тайлор считал магию «одним из самых пагубных заблуждений, когда-либо терзавших человечество», но не относился к ней как к суеверию или ереси. Вместо этого он изучал его как явление, основанное на «символическом принципе магии», схеме мышления, основанной на рациональном процессе аналогии. Он также понял, что магия и религия являются частями единой системы мышления. Хотя он считал, что магия и анимистические верования стали менее распространенными на более поздних этапах истории, он не рассматривал магию и религию как альтернативные стадии эволюционного развития человечества.

Этот вывод останется за сэром Джеймсом Фрейзером в «Золотой ветви» (1890 г.), в которой он упорядочил магию, религию и науку в грандиозной эволюционной схеме. Магия предшествовала религии, потому что, согласно Фрейзеру, первая была логически более проста. Это представление, однако, было основано на его ошибочном предположении, что австралийские аборигены, представители «примитивного» народа, верили в магию, но не верили в религию.

Социологические теории
Другая линия теоретиков, включая социологов Дюркгейма и Мосса, расширила дискуссию, определив магию с точки зрения ее социальной функции. В «Элементарных формах религиозной жизни» (1912) Дюркгейм утверждал, что магические обряды включают в себя манипулирование священными предметами магом от имени отдельных клиентов; поэтому социально-связывающее значение собственно религиозных обрядов (священников) в значительной степени отсутствовало.
Взгляды Дюркгейма были развиты А.Р. Рэдклифф-Браун в «Жителях Андаманских островов» (1922) и, в меньшей степени, Малиновский в «Аргонавтах западной части Тихого океана» (1922) и «Магия, наука и религия» (1925). Рэдклифф-Браун постулировал, что функция магии заключается в выражении социальной значимости желаемого события, в то время как Малиновский рассматривал магию как непосредственно и существенно связанную с психологическими потребностями человека.

Последующие исследования работы систем магии, особенно в Африке и Океании, основывались на работах Малиновского и Рэдклиффа-Брауна, а также работы сэра Эдварда Эванса-Причарда в книге «Колдовство, оракулы и магия среди азанде» (1937). В своей основополагающей книге Эванс-Причард продемонстрировал, что магия является неотъемлемой частью религии и культуры, используемой для объяснения событий, которые невозможно понять или контролировать иначе. Занде Южного Судана считают магию вместе с колдовством и оракулами нормальной частью природы и общества. Эти явления образуют замкнутую логическую систему, каждая часть которой поддерживает другую и обеспечивает рациональную систему причинно-следственных связей.

Психологические теории
Эти антропологические и социологические подходы были сосредоточены на магии как на социальном явлении, но роль индивидуальной психологии неявно подразумевалась во взглядах Тайлора и Фрейзера и проявлялась больше в работах Малиновского, который часто предлагал психологические объяснения веры в магию.
Влиятельный взгляд Зигмунда Фрейда на магию как на самую раннюю фазу развития религиозной мысли («Тотем и табу», 1918) следовал модели Фрейзера и постулировал существенное сходство между мышлением детей, невротиков и «дикарей». Согласно Фрейду, все трое предполагали, что желание или намерение автоматически ведут к достижению желаемой цели.
Этот редукционистский взгляд, основанный на устаревших представлениях о «примитивных» культурах, был пересмотрен в результате новых полевых исследований. Хотя Клод Леви-Стросс также изначально отождествлял эти три группы, позже он изменил эту точку зрения в своем анализе работы Мосса, в котором основное внимание уделяется структурной лингвистике таких терминов, как мана, которые используются при изучении магии. Таким образом, его работа заложила основу для более поздней деконструкции концепции магии.

Сравнительные религии
Рост изучения сравнительного религиоведения привел к появлению новых теорий, объясняющих как мировые религии, так и локальные системы верований. Работа Элиаде, в том числе его исследование шаманизма, является важным и влиятельным примером этого подхода, как и работа Ниниана Смарт, который разработал семимерную (эмпирическую, мифическую, доктринальную, этическую, ритуальную, социальную и материальную) анализ мировоззрения для межкультурного сравнения, которое может быть применено к различным системам верований, называемых магией или религией.
Точно так же ученый-иудаист Джейкоб Нойснер предложил нейтральную рубрику «способы рациональности», чтобы избежать уничижительных сравнений между системами мышления, которые иначе классифицируются как магия, религия, наука или философия. Более широкая основа, установленная сравнительным религиоведческим подходом, позволяет избежать трудностей различения городских грамотных от негородских неграмотных обществ и опасности развития магии-религии-науки.

Постмодернистский диалог
Постмодернистская наука продолжает бросать вызов старым антропологическим представлениям. Работы таких антропологов, как Виктор Тернер (1920–1983), Клиффорд Гирц и Маршалл Салинз, оказали большое влияние на социальные и гуманитарные науки. Центральное место в вызове традиционной парадигме магии-религии-науки заняла книга «Магия, наука, религия и рамки рациональности» (1990), в которой Стэнли Джеяраджа Тамбиа деконструирует европейскую историю модели прогресса и работы антропологов начиная с Тайлора.
Другие антропологи подвергают сомнению модель подъема и упадка магии в европейской мысли, сформулированную в новаторской книге Кита Томаса «Религия и упадок магии» (1971), исследовании Англии раннего Нового времени, а также в книге Валери Флинт «Возвышение магии в Европе раннего средневековья». 1991).
Примечательно, что антрополог Хильдред Гирц бросила вызов универсальным концепциям религии и магии Томаса, а ученые поставили под сомнение модель взлета и падения, предположив, что терминология зависит от культуры, а исторические обстоятельства намного сложнее, чем представленная простая модель.
Эти междисциплинарные дебаты, наряду с отказом от западной парадигмы магия-религия-наука, способствовали более чувствительному отношению к магическим практикам в различных обществах.

КОНЕЦ.

Задай мне свой вопрос
Жанна Нагорная
Магистр Тарологии, основатель парапсихологического анализа, программист реальности, автор множества книг, методик и Курсов
Задать вопрос

Поделиться с друзьями
LifeTop - воплощай мечты!
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на политику конфиденциальности и принимаю договор оферта.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.