Ритуалы и состояние исполнителя
Поскольку магия основана на исполнении, ритуал и знания и способности мага играют значительную роль в его эффективности. Магическое действо также предполагает наличие аудитории, будь то духовные силы, к которым обращаются, пациент-клиент или сообщество. Как маг, так и сам обряд связаны с соблюдением табу и очищением участников.
Маги, подобно священникам, руководящим религиозными ритуалами, соблюдают ограничения в питании или сексуальной активности, чтобы отделить ритуал от обычной и мирской деятельности и придать ему святость.
Успех современных фокусников в развлечении аудитории зависит в первую очередь от их исполнительских навыков в манипулировании материальными объектами для создания иллюзии.
Функции Первостепенными среди многих ролей, которые играет магия, являются ее “инструментальные” и “выразительные” функции.
Основанная на попытке повлиять на природу или поведение человека, инструментальная функция магии измеряется ее эффективностью в достижении желаемого результата.
Антропологи выделяют три основных типа инструментальной магии: производительную, защитную и разрушительную. Продуктивная магия используется для получения успешного результата от человеческого труда или природы, такого как обильная охота, урожай или хорошая погода.
Защитная магия направлена на защиту отдельного человека или сообщества от капризов природы и зла других людей. Использование амулетов для защиты от заразных болезней или чтение заклинаний перед путешествием являются примерами этой защитной функции.
Наконец, разрушительная магия, или колдовство, предназначена для причинения вреда другим, часто мотивируется завистью и является социально разрушительной.
Следовательно, использование контрмагии против колдовства может снять некоторую социальную напряженность внутри сообщества.
Выразительная функция магии проистекает из символических и социальных значений, придаваемых ее практикам, хотя ее исполнители могут не обязательно осознавать эту функцию.
Магия может обеспечить чувство групповой идентичности с помощью общих ритуалов, которые придают членам силу. В то же время это может изолировать мага как особую личность внутри общества или на задворках. Магия также может служить творческой отдушиной или формой развлечения. Следовательно, она неотделима от общей системы мышления, верований и практики в данном обществе.
Вопросы определения: магия, религия и наука Термин “магия” не может быть определен изолированно из-за его широких параметров, важной роли во многих обществах и взаимодействия с родственными явлениями. Магия – это общий ярлык, используемый посторонними (теоретически, объективными наблюдателями) для описания конкретных практик в обществах, в которых это слово или его концептуальный эквивалент могут даже не существовать.
В результате различные явления объединяются в предположении, что они действуют одним и тем же образом. Эта искусственная конструкция магии также существует только по отношению к тому, чем она не является, — прежде всего, к религии и науке как альтернативным способам рациональности.
Такие определения магии отдают предпочтение культурам с сильной научной ориентацией и клеймят позором тех, кто практикует магию вместо религии. Следовательно, определение магии и идентификация фокусников требует понимания культурных контекстов, в которых используются эти ярлыки. Хотя магия имеет неоднозначные отношения с западной религией и наукой, она уходит корнями в основные институциональные, социальные и интеллектуальные традиции западной истории. Более того, современные попытки прийти к универсальному определению магии отражают западный уклон.
В частности, взгляды 18-го и 19-го веков на культурную и историческую эволюцию отделяют магию от религии и науки. В модели, разработанной британским антропологом сэром Джеймсом Фрейзером (1854-1941), магия характеризуется как ранняя стадия человеческого развития, вытесненная сначала религией, а затем наукой.
Дебаты о взаимоотношениях между магией, религией и наукой, которые доминировали в большей части дискуссий о магии на протяжении всего 20-го века, очевидны в полевых работах антропологов, теориях социологов религии и критике постмодернистов. Следовательно, исследования в области сравнительных религий, истории и антропологии во второй половине 20-го века отошли от эволюционной модели в сторону более контекстно-зависимых интерпретаций, в то время как другие исследования разработали новые модели для межкультурного сравнения.
Тем не менее, модель магия-религия-наука сохраняет значительную интерпретирующую силу, и дихотомии, используемые для отличия магии от религии или науки, широко распространены в популярном дискурсе.
Магия и религия Магия по-прежнему широко воспринимается как архаичное мировоззрение, форма суеверия, лишенная внутренней духовной ценности религии или рациональной логики науки.
Религия, по мнению выдающегося антрополога сэра Эдварда Бернетта Тайлора (1832-1917), предполагает прямые личные отношения между людьми и духовными силами; в высшей форме религии эти отношения связаны с личным, сознательным всемогущим духовным существом.
Магия, с другой стороны, характеризуется как внешняя, безличная и механическая, включающая технические акты силы. Магия стремится манипулировать духовными силами, в то время как религиозная молитва обращается к духовным силам – различие, исследованное Брониславом Малиновским (1884-1942) в его работе о жителях островов Тробриан.
Более того, согласно Эмилю Дюркгейму (1858-1917), религия является общинной, потому что ее приверженцы, связанные общей верой, образуют церковь. Магия, с другой стороны, не предполагает постоянных связей между верующими, а только временные связи между отдельными людьми и магами, которые оказывают им услуги.
Однако полевые исследования А.Р. Рэдклифф-Брауна (1881-1955) среди жителей Андаманских островов ясно показали, что магия тоже может иметь общинное измерение.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ